Культурное путешествие 2019-10-12 Малые музеи Третьяковской галереи

39 Просмотры
Издатель
Филиалы Третьяковки – музеи братьев Васнецовых.

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В эфире программа "Культурное путешествие". В студии Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: Перед началом нашей программы, когда мы выбирали тему, я задумалась: а сколько всего музеев в Москве? И оказалось, что их около 300, ну, может быть, больше, поскольку музеи продолжают открываться. И вот сегодня мы поговорим о малых музеях Третьяковской галереи. Вообще, когда мы говорим Третьяковка, особенно последние несколько лет, сразу вспоминаем масштабные выставки Серова, Айвазовского, Куинджи. Вот буквально на следующей неделе открывается ретроспективная большая выставка Поленова. Я уверена, что и она вызовет нешуточный ажиотаж. И мне кажется, что при всем при этом многие посетители и гости музея не часто уделяют внимание его филиалам, и тем не менее это очень интересные места, которые нужно увидеть. И вот, Марат, прежде чем мы перейдем к конкретным двум выбранным нами музеям и начнем говорить о братьях Васнецовых, давайте чуть более подробно о том, какие музеи называют малыми в составе Третьяковки. Ну, собственно, это четыре дома-музея, два из которых на реконструкции, и два – дом-мастерская известного художника Виктора Михайловича Васнецова и музей-квартира его брата Аполлинария Васнецова. Вот туда можно и нужно сходить, это очень уютные музеи с прекрасными экспозициями. И, что немаловажно, туда не стоят километровые очереди, и при этом удовольствие от посещения может стать незабываемым.

САФАРОВ: Да, действительно, малые музеи Третьяковской галереи – такое понятие существует. Действительно их четыре, реально открыты два. Надо сказать, что уже очень давно, почти 10 лет закрыт на реставрацию музей Корина, мастерская Корина – большого русского художника. Не так давно закрылось на реставрацию другое пространство: закрылась музей-мастерская Анны Голубкиной – скульптора, о котором мы говорили многократно и в связи с зарайскими сюжетами, с ее родным городом. И вот собственно в Москве у нее в Большом Левшинском переулке существует музей, такой многострадальный, он закрывался реально, не на реставрацию, а в 1952 году, казалось бы, навсегда. Но впоследствии усилиями Коненкова и других ее друзей он был вновь возрожден, и вот сейчас он реставрируется. Поэтому действительно доступны на сегодняшний момент два музея – васнецовские музеи. Надо сказать, что не всегда они были в структуре Третьяковской галереи. Более того, длительный период времени в силу того, что Виктор Васнецов и особенно Аполлинарий Михайлович Васнецов тесно связаны с московскими сюжетами, с изображением допетровской Москвы в творчестве Аполлинария Васнецова, поэтому они находились и в структуре тогдашнего Музея реконструкции Москвы, Музея истории Москвы, ну современного тоже глобального музея – Музея Москвы. Но в середине 80-х годов как-то вот эта структура Третьяковки, она сложилась современная, и они вошли в состав Третьяковской галереи. Вот если говорить об Аполлинарии Васнецове, о его музее, то это 1986 год. И с тех пор они там.

СТУПАК: Да. Я вообще просто хотела сказать, что сам род Васнецовых очень известный. Ведь было шестеро детей, и все, в общем-то, все дети так или иначе были очень талантливы. Ну, например, первенец Николай Михайлович, он собственно является создателем Словаря вятского говора, и очень тоже известная личность. Александр Михайлович – младший брат. Ну соответственно еще вспомним Аркадия, он является почетным гражданином Вятки. И, кстати, мебель в Музее Васнецова сделана руками Аркадия.

САФАРОВ: Да, и даже печь. Надо сказать, что вот эти братья остальные вроде как-то в тени, малоизвестны, но тем не менее они, вот в Вятке о них знают.

СТУПАК: Но в Вятке, в их родных местах о них знают. Там тоже, кстати, есть музей, мы скажем, да?

САФАРОВ: Да-да. В селе Рябово Зуевского района Кировской области, в их родном селе, где этот род священнический (отец братьев Васнецовых был священник), вообще это род вятский старый, род священников. И собственно Виктор Михайлович Васнецов должен был продолжить династию и учился, и ушел (правда, с благословления отца, надо сказать) с последнего курса практически семинарии. Он ушел, в Петербург уехал учиться на художника к Крамскому. Я думаю, что биографии Виктора Михайловича Васнецова и Аполлинария Михайловича Васнецова не требуют какого-то специального пересказа, поскольку все советское время и сейчас они очень известны...
Категория
Энциклопедия путешествий
Комментариев нет.